Проект министерства социально-демографической
и семейной политики Самарской области

 
Главное бюро медико-социальной экспертизы Самарской области Отправить на e-mail

Структура службы
Адреса и телефоны филиалов бюро медико-социальной экспертизы
Распределение зон обслуживания филиалов
Информация о спецавтотранспорте


ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ:

 Бюро медико-социальной экспертизы Самары     Медико-социальная экспертиза – первооснова социального обеспечения, страхования, трудоустройства – прошла в своем развитии ряд этапов. В настоящее время она является самостоятельной медико-социальной дисциплиной, а до этого прошла очень длинный путь становления.

      Начало зарождения службы медико-социальной экспертизы можно отнести к IX столетию, когда стали создаваться различные больничные учреждения, в которых содержались преимущественно калеки, увечные, слепые, «недужные» лечение которых нередко ограничивалось лишь духовным исцелением.

      При некоторых монастырях были открыты приюты и богадельни для престарелых и инвалидов. Иногда подобные приюты, «сиротопиталища», дома для умалишенных организовывались на частные пожертвования или на дотации из государственной казны.

     В XIII веке на Руси при крупных монастырях открываются больничные палаты, с начала XV века в крупных городах строятся гражданские больницы. Насчитывалось также небольшое количество и внемонастырских приютов, «богадельных изб» и «богородных домов».

      В 1663 году был издан царский указ о назначении инвалидам, раненым и пришедшим из плена денежного и «кормового» довольствия. По этому указу инвалиды подразделялись на 2 категории – тяжело и легко раненых. Указом устанавливалась и выдача денег на лечение ран.

      В 1678 году во время войны России с Турцией и крымским ханом был издан указ, в соответствии с которым, инвалиды делились на 3 разряда – тяжело раненых, с ранениями средней тяжести и легко раненых.

      Принципиально новый этап в становлении экспертизы и обеспечения инвалидов войны обозначился с начала XIX столетия. С этого периода, в связи с Отечественной войной 1812-1813 годов, стало проводиться в России разделение инвалидов войны на 3 класса в зависимости от  «сохранившейся способности к работе». Целесообразный принцип классификации инвалидности, наметившийся в начале века, получил наиболее четкое выражение в 3-х разрядной группировке военной инвалидности, предложенной в 1858 году великим русским хирургом Н.И. Пироговым.

      К первому разряду Пирогов относил «раны и увечья, делающие человека неспособным к исполнению только одного известного рода службы или занятия». Ко второму – «раны и увечья, делающие раненого неспособным вообще ко всякому занятию». К третьему разряду – «повреждения, делающие раненого не только неспособным ни к какому занятию, но еще и самую его жизнь, зависящую от помощи другого лица».

      На основе учета степени утраты трудоспособности военнослужащего была построена пятиразрядная классификация инвалидности в законе 1912 года «О призрении низших воинских чинов».

      Таким образом, зарождение правильного принципа классификации инвалидности, одного из важнейших вопросов экспертизы, произошло в рамках развития обеспечения и оценки военной инвалидности еще в первой половине XIX столетия.

      Определенную роль в возникновении элементов врачебной трудовой экспертизы трудоспособности сыграл закон, опубликованный в 1908 году и послуживший основанием для разработки «Правил для определения ослабления или утраты трудоспособности от телесных повреждений вследствие несчастных случаев». Вплоть до первых послереволюционных лет процентная система нетрудоспособности продолжала оставаться единственной.

      В этой связи большой интерес представляет организация с 1908 года, так называемых, консультационных бюро врачей, явившихся первыми в России специальными экспертными учреждениями.

      В 1910 году в Самаре по примеру других крупных промышленных центров было открыто Консультативное бюро врачей. Структура и функции консультационных бюро  определялись специальными инструкциями и уставами, разрабатывавшимися на местах. В состав бюро входило 5 врачей-специалистов – терапевт, хирург, невропатолог, отоларинголог и офтальмолог, а также «городовой» врач, эксперт-техник. Кроме того, врачи губернской больницы, на базе которой располагалось бюро, оказывали его членам необходимую диагностическую помощь.

      Самарская губерния, несмотря на свой провинциальный статус, не уступала столичным городам в плане проведения важнейших преобразований действующей системы здравоохранения, в результате чего начала складываться определенная система лечебного дела и врачебной экспертизы.

      В первые месяцы революции экспертиза трудоспособности  стала проводиться временными врачебными комиссиями (ВВК) при больницах, подчиненных медико-санитарным отделам.

      В 1918 году в Положении о социальном обеспечении трудящихся, подписанном В.И. Лениным, уже точно указывалось, что «наличие инвалидности и степень ее устанавливается медицинской экспертизой, учреждаемой при страховой кассе и проводится бюро врачебной экспертизы».

      В 1927 году было утверждено Положение о бюро врачебной экспертизы.

      В 1933 году утверждено новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях, которое являлось основополагающим в организации работы службы до 1985 года.

      Важным этапом, определившим перелом во ВТЭ в начале 30-х годов, явилось введение в 1932 году 3-х групповой системы классификации инвалидности, которой мы пользуемся до сих пор.

      В 1985 году принято и утверждено новое Положение о врачебно-трудовых экспертных комиссиях.

      Коренной переворот государственной политики в отношении инвалидов произошел после принятия в 1995 году Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В целях реализации которого, принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», послужившее упразднению врачебно-трудовых экспертных комиссий и созданию государственной службы медико-социальной экспертизы.

      В 1996 году в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области врачебно-трудовые экспертные комиссии реорганизованы в учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы области (главные и межрайонные бюро медико-социальной экспертизы).

      В 1997 году постановлением Губернатора Самарской области утверждено Положение о государственной службе медико-социальной экспертизы Самарской области, регулирующее деятельность службы медико-социальной экспертизы.

      С 01.01.2005 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» Государственная служба медико-социальной экспертизы Самарской области реорганизована в федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области», которое действует на основании Устава.

      С 01.01.2005 года в Самарской области создано и действуют 29 филиалов (при этом 7 филиалов имеют по 2 состава специалистов), 6 составов Главного бюро, один из которых организационно-методический.

Основополагающие документы

      Нормативные документы, которыми руководствуются врачи-эксперты при освидетельствовании граждан и инвалидов и вынесении экспертного решения об установлении группы, причины и сроков, на которые устанавливается инвалидность:

1.  Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2.  Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 года № 247).

3.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 года № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

4.  Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.04.2005 года № 317).

      Направление граждан и инвалидов на освидетельствование в службу медико-социальной экспертизы осуществляется на основании «Направления на медико-социальную экспертизу» организациями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в соответствии с:

·        Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 года № 77 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь».

·        Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 декабря 2006 года № 874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения».

      Согласно этим нормативным документам 3-х сторонним Соглашением о совместной деятельности федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной по Самарской области», министерством здравоохранения и социального развития Самарской области и Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Самарской области от 13 июля 2007 года определены категории граждан и инвалидов, которые направляются на медико-социальную экспертизу органами здравоохранения, пенсионного обеспечения и социальной защиты населения.

      По результатам освидетельствования гражданам, признанным инвалидами, выдается справка утвержденного образца, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо без ограничения способности к трудовой деятельности, причины инвалидности и срока, на который она установлена в соответствии с:

·        Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2004 года № 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения» (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.08.2005 года № 543).

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется освидетельствование граждан и инвалидов, являющихся пострадавшими в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний и разработка им программы реабилитации пострадавшего

Основополагающие документы

1.  Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном  социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ.

2.  Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания» (с изменениями и дополнениями).

3.  Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 года № 5 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года № 56».

4.  Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 « Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями).

      При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате освидетельствования гражданам и инвалидам выдается справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах утвержденного образца в соответствии с:

·     Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 года № 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению».

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется освидетельствование граждан и инвалидов с патологией органа зрения

Основополагающие документы

·         Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ «О критериях установления группы инвалидности гражданам с полной слепотой на один глаз или его отсутствием» от 14.05.97 г. № 502/17.

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется освидетельствование граждан и инвалидов, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных факторов

Основополагающие документы

1.  Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями).

2.  Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой».

3.  Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

4.  Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

5.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 апреля 2005 года № 289 «Об утверждении положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов».

Законодательные и нормативные документы, в соответствии с которыми инвалиду осуществляется разработка индивидуальной программы реабилитации

Основополагающие документы

1.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», порядка их разработки и реализации.

2.  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, утверждающее Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

3.  Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

4.  Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета.

5.  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 мая 2007 года № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены».

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 августа 2008 года № 438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий».


7. 
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 года № 708 «Об утверждении правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками, включая выплату ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников».

8.  Постановление Правительства Самарской области от 15 марта 2006 года № 24 «Об утверждении перечня вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета».

Работа с обращениями граждан и организаций

      осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Вр.и.о. руководителя – главного эксперта
по медико-социальнй экспертизе по Самарской области
Борисов Константин Анатольевич
 
Следующая страница>
Вернуться на главную


Популярные разделы:

Специальная Олимпиада Самарской области

Акция "За жизнь без барьеров"

Фотовыставка «Преодоление»

Паралимпийская Спартакиада инвалидов Самарской области

Технические средства реабилитации

Трудоустройство инвалидов

Реабилитационная индустрия


В этом разделе любой пользователь нашего сайта может разместить фотографии примеров созданной безбарьерной среды или отсутствия таковой со своими комментариями. Также можно разместить отзыв об уже имеющихся фотографиях. Особенностью является то, что размещение этой информации возможно по максимально упрощенному алгоритму.

Более подробно



Последние новости:

Cостоялась встреча с представителями медицинской компании «Домашний доктор»

Конкурс «Социодрайв 2014»

Информация для слабовидящих людей

В Москве состоялся Четвертый Съезд социальных работников и социальных педагогов России

Все новости


  • © Министерство социально-демографической
    и семейной политики Самарской области
    Контактная информация
  • Погода в Самаре:  23..21 °C, 744 мм, Зап. 1-3м/с
  • Поддержка сайта от веб-студии "КоЛайн"
    Создание сайта:
    компания «Новый Свет»